Гостевая книга
Контакты
Старт
=> 32 Идеология
=> 30 Главный вопрос - это причина возврата к капитализму
=> 29 Абсолютная недопустимость
=> 28 Не «борьба цивилизаций», а превентивная война против возможного социализма
=> 27 Перестройка сознания Горбачёва
=> 26 Три пласта любой идеологии
=> 25 «Патриотичный» капитализм
=> 24 "Наезд запада на Россию"
=> 23 Чума на оба дома
=> 22 «Командная система» социализма
=> 21 Наезд "Запада на Россию"
=> 20 Цель эпохи - от кап. гос-ва к соц-ческому
=> 19 Выбор из трёх зол
=> 18 Оценка современного этапа истории
=> 17 Современный американский капитализм
=> 16 Антизастой
=> 15 Значение Сталинской темы
=> 14 Задачи постсоветского капитализма
=> 13 Капитализм и социализм
=> 12 Рабочий класс и "новый" капитализм
=> 11 Структура российского капитализма
=> 10 Причины успеха капитализма
=> 9 Президентско-олигархич. комплекс (1995-1996)
=> 8 Государство создаёт частный капитал (1993-1994)
=> 7 Оформление рос. кап. государства (1991-1992)
=> 6 Третий этап перестройки
=> 5 Критика сталинизма
=> 4 Критика "Застоя"
=> 3 Пятая клонна западного капитализма
=> 2 Причины перехода к каптилизму
Заголовок новой страницы
31 Современный марксизм
развитие теории
 

11 Структура российского капитализма

ЗВЕНО   №11 

Структура российского капитализма - общая схема

1.Именно  «…капитализма»
 
У нас часто любят ставить вопрос «что делать?» задолго до выработки хотя бы самого общего представления о сути общества, в котором живём. Как можно «делать» что-нибудь серьёзное, отталкиваясь от полнейшей неопределённости структуры нашего общества и главных противоречий, заложенных в этой структуре? Только правильный анализ нашего капитализма может быть отправным пунктом для всего остального, в том числе для ответа на вопрос «что делать?». Даже к пониманию сути социализма невозможно придти без предварительного разбора капитализма вообще и нашего в частности.
Начнём с определения существующего строя как капитализма. Ни одна капстрана, после Второй Мировой, не определяет свой строй как капитализм. В ряде стран  имеющие реальный смысл понятия (капитализм, классы, собственность на средства производства и т.д.) запрещены даже на официальном уровне. В ходе создания капитализма в России, Восточной Европе в целом,  «новый» строй никогда официально не определялся как капитализм. «Свободное, рыночное, демократическое» общество – любой абстрактный бред с позитивной окраской. К этой абстракции добавилось представление о «настоящем» капитализме (опять-таки без такого термина) как о неком «эффективном и справедливом» строе, выработанное в ходе оболванивания людей в период перестройки. В результате действия этих установок, очень часто можно услышать, что капитализма либо вообще в природе «нет», либо - «это у нас ещё не капитализм». Хотя самое общее представление о капитализме как обществе «разделённом на капиталистов и наёмных рабочих» всё-таки имеется.
Ёмкое понятие «капитализм» возникло в конце 19-го века вместо более длинно-неопределенного словосочетания «буржуазное общество». «Капитализм» есть обозначение строя, основанного на власти владельцев капитала (предприятий, больших денег) над отчуждёнными от этого капитала наёмными рабочими (а с определённого этапа и служащими). Ещё в 18-м веке для обозначения экономически однородных групп людей было введено понятие «класс». Владельцы капитала  обозначались как «класс капиталистов», плюс класс наёмных рабочих или «рабочий класс». (Такая конкретизация облегчала борьбу тогда только возникшего промышленного капитала с классом землевладельцев.) Применяя «классовую» терминологию капитализм определяется как общество господства класса капиталистов над рабочим классом (диктатура капитала). Господство капитала базируется на его экономической власти, обеспечивается капиталистической природой государства и дополняется идеологической властью над сознанием рабочего класса.    
Конкретные варианты капитализма внешне могут быть разнообразны – как по странам, так и во времени. Но главная сущность остаётся всегда одинаковой. И наш капитализм, какими бы искусственными методами он ни создавался, каким бы отсталым от западного не казался – самый, что ни на есть капитализм. Причём по степени власти капитала он «капиталистичнее» всех.  Неужели у нас всё-таки «не капитализм»? Может быть, у нас нет класса капиталистов, «владельцев заводов, газет, пароходов» — 2-го места в мире по числу миллиардеров в 2008г?  Или у нас нет рабочего класса, рабочих и служащих – свыше 70% всех занятых? Капитализм он и в Африке капитализм. Нет никакого смысла изобретать новые термины, если «старые», известные абсолютно точно выражают главное и на современном этапе. Размывание классической западной терминологии не зря было одной из задач западного же капитализма в период «холодной войны». Если размываются, выбрасываются конкретные понятия, верно отражающие   реальность, то тем самым размывается и «выбрасывается» само рациональное мышление. Так что мы будем рассматривать  структуру именно капитализма в России, чтобы дать  отправные пункты для настоящего анализа его общекапиталистической природы  и специфики нашего «родного» капитализма. А в следующих номерах можно раскрутить целый цикл на эту тему.
 
            2. Три пласта структуры и как процесс переходит в продукт
Любое общество можно представить в виде структуры из трёх стандартных пластов — внизу основа, фундамент каждого общества, его экономический базис; над ним политическая организация общества; затем идеология. Расположенные снизу вверх, эти пласты пронизаны одним содержанием как три ступени одной пирамиды. Каждый пласт выполняет свою функцию в пирамиде, но, в конечном счёте, всё сводится к обоснованию и укреплению экономического базиса. Особенность всей пирамиды в том, что степень материальности пластов падает с высотой. Российский капитализм не исключение. Все пласты его структуры, сформированной в 1995 году, пронизаны капиталистическим содержанием и, практически не претерпели изменений с этого времени. Перемены коснулись только вторичных моментов в идеологическом обосновании его существования, да в действии на базис высоких цен на сырьё.                                                                                                                                                             
Отсюда вытекает огромное значение периода создания капитализма в России (1985-1995), когда была заложена его нынешняя структура. В цикле «Создание капитализма в России» (№2-10) мы вкратце рассмотрели причины, движущие силы и технологию этого процесса. К середине 90-х процесс создания капитализма закончился. После чего пошло его воспроизводство, которое и будет составлять «смысл жизни» капитализма в России на десятилетия вперёд. Как же происходит это превращение довольно далёкого от нас «процесса» в продукт (конкретное устройство нашего капитализма), в котором живём сейчас?  Очень просто – через формирование  устойчивых принципов построения конкретных пластов.  Причём шло это формирование сверху вниз: от идеологии через политическую организацию в базис. И не только потому, что верхние части пирамиды легче всего менять — «капитализировать». Но и потому, что выявилась решающая роль  «идейно-политического» обоснования капитализма, как для его победы, так и для последующего воспроизводства.  Т.е. с точки зрения создания и воспроизводства капитализма «пирамида» переворачивается – здесь основой становится идеологическое принятие капитализма, в меньшей степени капиталистическое государство.
Вернёмся к формированию конкретных пластов. И первое, что надо помнить – пласты структуры российского капитализма не на пустом месте возникают. Они – изменённые на свою противоположность (хотя и не всегда) соответствующие пласты советского социализма. Теперь напомним главные моменты строительства…
Начнём с верхнего пласта (идеологии). Идеология, как известно – это совокупность представлений о мире в целом; о человеческом обществе вообще (его истории и культуры); в том числе о капитализме и социализме, в их конкретных формах. Для обоснования капитализма в России решающую роль играет идеология, а в самой идеологии – тотальная критика советского социализма. А теперь вспомним – негативное отношение к социализму в массовом сознании, когда было заложено? Аж в 1986 – 1989гг. «Застой», «административно-командная система», «сталинизм», «катастрофа 1917г», «тоталитаризм» и т.д. – это всё оттуда. Если такие установки были внедрены и массовое сознание продавили – они уже представляют собой устойчивый идеологический пласт. Их надо потом только подпитывать. Чуть позже в 1989-1991 были заложены установки обосновывавшие позитив к создаваемому капитализму «свобода», «демократия», «рыночные отношения» и т.д. Процесс идеологической обработки  застыл в продукте – в устойчивом  отрицании социализма и принятии капитализма «несмотря ни на что». Чтобы превратить людей  в «экономических» рабов надо было вначале «убедить» нас, что мы – не люди.
С какой стороны ни рассматривай нашу пирамиду капитализма – политическая организация, капиталистическое государство,  – всегда в центре. Именно оно декларирует и «правильную» идеологию и является создателем и гарантом экономического базиса капитализма. Но возникло это государство не сегодня. Оно – продукт «политической борьбы» 1990-1991гг, продукт перестройки, глубже – продукт холодной войны. Весь смысл перестройки на финальном её этапе (холодной войны в целом) сводился к созданию системы колониально - капиталистических государств на пространстве Союза. В 1990г появились зародыши в виде «суверенных демократических республик». В августе 1991, после слома союзно-партийной надстройки, зародыши превратились в «полноценные и самостоятельные» политические аппаратики западного капитализма на постсоветском пространстве. Последние штрихи в российском капиталистическом аппаратике были нанесены уже в октябре 1993, когда «парламентская» его часть была отброшена за ненадобностью. С тех пор, несмотря ни на какие формальные перемены, суть капиталистического государства, как филиала западного капитализма, гаранта капитализма вообще и конкретно права на розданную в 1994-1995гг собственность, не изменится никогда. Процесс создания капиталистического государства 1990-1993гг навеки застыл в продукте.
Последним пластом, который закладывался в ходе создания капитализма в России был экономический базис. В первую очередь была заложена колониально-деградирующая природа российского капитализма (1992-1993). И только потом – классовая структура – распределение собственности и «бабок», «очеловеченное» в господствующем классе капиталистов и подчинённом, ему во всех отношениях, рабочем классе.  «Наш» класс новых русских – конкретный продукт массовой приватизации 1994-1995. Его личный состав практически не меняется. И наши потомки будут дешёвыми наёмными рабами потомков тех, кто получил в собственность предприятия по чековым и залоговым аукционам 1994-1995гг. Тут уж процесс застыл .
Закладывались наши «пласты» сверху вниз. Слом пирамиды капитализма, вероятность которого ничтожна – тоже должен идти сверху вниз. Но коренные противоречия его лежат в экономическом базисе, в чудовищном потенциальном накале противостояния между классами. Поэтому начинать анализ капитализма надо снизу, с экономики, с классов. А потом рассматривать каким образом капиталистическое государство, его официальная идеология служит гарантом власти капитала, господствующего в базисе.
 
                3.Производственная база – остатки базы  социализма
Экономический базис капитализма распадается на два уровня. Нижний – производственная база, индустриальный комплекс, система предприятий в плане их технико-экономической организации. Верхний, социально-экономический – распределение собственности на эти предприятия, а значит и всей создаваемой ими стоимости, воплощённое в классовой структуре.Когда капитализм развивается на своей собственной основе, естественным путём, то особых противоречий между его двумя уровнями нет. (Западный капитализм).
Но, когда идёт переход от социализма к капитализму, то происходит наложение капиталистических социально-экономических отношений, на производственную базу социализма. Так случилось в Восточной Европе в целом. Здесь капитализм изначально возникает на «чужой» основе, он получает производственную базу, которую не создавал, и не знает как это делается в принципе. (Даже не зависимо от специфики такого капитализма, как продукта холодной войны). Больше того, сам переход к капиталистическим принципам управления производством, («отстранение» государства) вызывает резкое сжатие производственной базы даже до создания частного капитала как класса. Так решающее сокращение производства в России было вызвано даже не приватизацией, а двумя «отказами» государства от управления ещё государственной (в плане собственности) экономикой. (Либерализация января 1992 и прекращение кредитования промышленности с октября 1993). Плюс катастрофическое сокращение госзаказа для ВПК в 1992-1993. В результате к концу 1993 производство уже сократилось более чем в 2 раза.
Приход собственно частного капитала только довершает деградацию производственной базы. А главное делает невозможным её восстановление, т.к. весь смысл бытия искусственно созданного капитала сводится к выкачиванию денег из доставшейся ему большой «фазенды». С технической точки зрения невозможность восстановления «докапиталистического» уровня производства обеспечивается «за счёт» радикального сокращения производственных капиталовложений. Так за1990-1998 годы они сократились почти в 5(!!) раз. И даже в период высоких цен на нефть выросли только до 40-45% от уровня 1990г. Помогает сжимать производственную базу и разгром науки, практически полное прекращение финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Плюс деквалификация промышленных рабочих, инженерно-технических работников в последние два десятилетия. Короче война с производством по смерть.
В результате российский капитализм существует скорее на остатках  производственной базы социализма. Основная часть индустриального комплекса попросту развалилась. Причём это касается не только самых передовых и сложных отраслей (машиностроение, ВПК, химпром), ни вообще отраслей работающих на внутренний рынок (лёгкая промышленность, агропром .и т.д). Остаются, и то в сокращённом виде, только топливно-сырьевые отрасли как самые примитивные в плане организации и обеспеченные внешним рынком сбыта. Вся производственная база в целом приобретает вид колониальной экономики сырьевого придатка. Главными отраслями становятся нефтегазовая и металлургическая. Подавляющую часть выручки от реализации сырья эти отрасли получают в виде экспортной валютной выручки. Часть этой выручки тем или иным путём остаётся на счетах западных банков. Ещё часть перечисляется в бюджет и  обеспечивает до 80-90% доходов федерального бюджета. Поступившие в страну экспортные «сырьедоллары» становятся теми первичными, входящими в экономику деньгами от которых «пляшут» все остальные отрасли вплоть до сферы услуг. Вся «экономическая жизнь» теперь сводится к смене периодов высоких/низких цен на сырьё.
Распределение сырьедолларов по территории страны становится скелетом всей «экономической жизни страны». Куда они доходят – там ещё более-менее, а где их нет – совсем беда. Центром «всего» становится Москва – главный концентрат сырьедолларов. Концентрация обеспечивается   в Москве стеканием валютной прибыли сырьевых монополий, федеральным бюджетом, массой отжимаемой чиновниками статусной ренты, московскими банками. Вторичной зоной круговорота сырьедолларов являются регионы добычи, переработки сырья – Тюменская область, города и регионы с металлургическими комбинатами. Хуже регионам, которые вынуждены отжимать сырьедоллары через развитие производства на внутренний рынок, обрабатывающей промышленности. Хуже всех там, где единственным источником перераспределённой валютной выручки  является федеральный бюджет – сюда доходят крохи с барского стола.
В конечном счёте, мы получаем то, что постсоциалистический капитализм запрограммирован на уничтожение доставшейся ему производственной базы. Во-первых, потому, что искусственно созданный частный капитал в принципе не способен даже к сохранению доставшегося ему даром производственного капитала. Во-вторых, политику сжатия производства не может не проводить капиталистическое государство как продукт холодной войны. В-третьих, при прочих равных условиях капитализм вообще не способен создать и поддерживать такой же уровень производства как социализм. Вот это наш опыт последних двадцати лет.
И тем не менее драматизм ситуации не стоит преувеличивать. Даже остатки советской производственной базы дают немало. Всё-таки второй индустриальный комплекс мира был. А в части топливно-сырьевого комплекса вообще первый. Экономика «развитого» сырьевого придатка – это ещё не самый худший вариант. Могло быть и так, что эспортного сырья просто не было бы. Не будь нефти/ газа  Россия стала бы как большая Украина – один металлургический комплекс. В два-три раза беднее, деньги с большим трудом доходят до людей, если их вообще можно считать деньгами. А если ни того, ни другого – ещё хуже, как большой Узбекистан: «совсэм денги нету», что хочешь, то и делай... Так что у нас ещё есть время подумать.
 
                          4.Верхний полюс – класс капиталистов и средние слои
В ходе создания капитализма его классовая структура накладывается на остатки производственной базы  социализма. Но, поскольку рабочий класс изначально уже есть, то суть «накладки» сводится к созданию класса капиталистов, подчинению ему рабочего класса в экономическом отношении. Сам факт наличия капиталистов как класса уже означает его тотальную экономическую власть. Сущность этого класса определяется собственностью на средства производства и обращения, на предприятия. Как и везде решающее значение имеют собственники промышленных предприятий – промышленный капитал. А в нём самом – владельцы нефтегазовых монополий и металлургических комбинатов.
Капитал как класс был сотворён в самом конце создания капитализма в России – в 1994-1995 годах.  В первой половине 1994г, в ходе раздачи массы средних предприятий была сформирована широкая основа класса -- средний капитал. В конце 1995 передача по залоговым аукционам крупных экспортных монополий позволила быстро сколотить и верхушку класса – «олигархию». С тех пор в его структуре особых изменений не произошло – большого передела собственности не было. Да Запад и не допустит такого передела – слишком может дестабилизировать ситуацию. С точки зрения исходного материала для создания «нашего» капитала использовались две группы. Во-первых, старый советский директорат, приватизировавший «свои» предприятия изнутри. Во-вторых, молодые «банкиры», тесно связанные с правящей ельцинской группой. Эти захватывали предприятия извне. В итоге собственность распределилась примерно поровну, в т.ч. на уровне «олигархов». Конценрированная раздача, отсутствие дробления капитала между наследниками привело к особой многочисленности крупных, миллиардных состояний. Так, что уже в 2000-е, в период высоких цен на нефть российский капитал по числу миллиардеров вышел на 2-е место в мире после США. И это только на остатках советского топливно-сырьевого комплекса!
Собственность на предприятия даёт капиталу как классу такую массу прав, что большей степени господства над «страной» невозможно представить. Во-первых, право на присвоение и использование почти всей массы прибавочной стоимости (грубо – прибыли предприятий). В том числе право на присвоение стоимости природных ресурсов – важнейший момент для экономики сырьевых придатков. В денежном выражении эта масса исчисляется сотнями миллиардов долларов в год, в зависимости от уровня цен на нефть. Распределение такой массы денег на небольшую – несколько десятков тыс чел – группу позволяет им смотреть на «остальной народ» как на дешёвую производственную или домашнюю прислугу. Тем самым обеспечивается господство в потреблении вплоть до скупки на Западе футбольных клубов. Во-вторых, собственность обеспечивает контроль над фондом зарплаты. Над коллективом предприятий в целом находящихся под большей властью собственника, чем рабы на фазендах. Вся экономическая свобода «трудящихся» сводится к свободе выбора рабовладельца и то если ещё позволят пахать на них. В-третьих, собственность обеспечивает контроль над производством как таковым. Даёт возможность капиталу определять отраслевую структуру (в масштабах страны). Даёт право на вывоз капитала заграницу, на «недопущение» капвложений в «своё» производство, вплоть до полного закрытия предприятий.
С точки зрения самого российского капитала его «бытие», господство и воспроизводство является центром, смыслом жизни капитализма в целом. Но на деле частный капитал скорее необходимый элемент системы в целом, нужной скорее западному капитализму и его филиалу в лице «нашего» капиталистического государства. Частный капитал выполняет здесь целый ряд функций. Первая, является «человеческим» воплощением настоящих капиталистических отношений – рабовладельческому обществу нужны конкретные рабовладельцы. Вторая, владея производством,  он непосредственно обеспечивает долгосрочную деградацию производственной базы. Через вывоз капитала, нефинансирование НИОКР, принципиальную неспособность к организации производства вообще. Третья, частный капитал помогает, чем может, своему государству в воспроизводстве капитализма. Финансированием выборов, правительственных партий, СМИ. Четвёртая, непосредственно сливаясь с верхами госаппарата частный капитал обеспечивает надёжное сохранение капиталистической природы этого государства. Всё-таки «новые русские» наверное понимают, что они владеют всем не сами по себе, а только потому, что у них есть конкретный гарант собственности -- капиталистическое государство и ещё больший в лице западного капитализма. 
Но верхний полюс социальной структуры капитализма не ограничивается только классом капиталистов. У них есть довольно широкое подбрюшье в лице «богатеньких» средних слоёв. (10% занятых максимум). В их состав входят слои де-факто также получающие  часть прибавочной стоимости, только много меньшую, чем настоящий капитал. Это позволяет им по доходам, по образу жизни, стоять на ступень (и не на одну) стоять много выше основной массы.  «Средние» они только по промежуточному положению между капиталом и «низами» -- рабочим классом и массовой интеллигенцией. Но, по сути, они кровно заинтересованы в сохранении капитализма как дающего им тоже доступ к кормушке. В состав средних слоёв входит ряд групп по-разному отжимающих деньги. Здесь и менеджмент, получающий сверхвысокие «зарплаты». И основная масса чиновничества со своей «статусной рентой». И мелкий капитал, получающий прибыль в основном в сфере обращения. И даже «элитарная интеллигенция», ничтожный слой, подкармливаемый сверху с функцией идеологического оправдания капитализма. Как мы видим, природа слоёв различна, но «экономическое» удовлетворение капитализмом их объединяет и делает социальной опорой капитала в «этой» стране.
 
                   5.Нижний полюс – рабочий класс и массовая интеллигенция
Начнём с определения: рабочий класс охватывает все почти группы наёмного труда, независимо от конкретных отраслей производства, обращения, сферы услуг. Точно так же, как капиталисты составляют единый класс, независимо от того к какой сфере принадлежат их предприятия. За исключением специалистов с высшим образованием (интеллигенция), высокооплачиваемого менеджмента и чиновничества --  Рабочий класс охватывает всех рабочих и подавляющую часть служащих (кроме «верхов»). (В США официально рабочий класс в целом так и определяется: «рабочие и служащие»). В таком охвате доля рабочего класса в нашей стране составляет не менее 70% всех занятых. Именно рабочий класс своим трудом создаёт всю массу товаров и услуг при капитализме (и социализме).
В отличие от класса капиталистов нижний полюс -- рабочий класс и слой массовой интеллигенции -- капитализм получил в готовом виде. При социализме эти две группы представляли собой своего рода широкий «средний полюс». Создание капитала как класса над этим средним полюсом автоматически означало сдвиг его вниз,  превращение рабочего класса и интеллигенции в подчинённый новым хозяевам «нижний полюс». С экономической точки зрения, превращение рабочего класса в подчинённую группу обеспечивается его отчуждением от собственности на средства производства и обращения, «на предприятия». При социализме рабочий класс был де-факто коллективным владельцем всей производственной базы страны. Не в плане собственности отдельного коллектива на своё предприятие, а через своё социалистическое государство. (Что, впрочем, не всегда осознавалось.)  Соответственно вся огромная масса прибавочной стоимости либо прямо доставалась рабочему классу (бесплатное жильё, медицина, образование и т.д.) либо использовалась в общих интересах (оборона, производственные капиталовложения).
Появление капиталистического государства, сжатие производства, подчинение частному капиталу, радикально изменило положение рабочего класса в России. Во-первых, произошло полнейшее отчуждение от огромной массы прибавочной стоимости (грубо – прибыли), которая теперь перетекает в частные карманы собственно капиталистов, менеджмента с его гигантскими «зарплатами», чиновничества (статусная рента). Соответственно произошло отсечение рабочего класса от привычных бесплатных «социалистических» материальных благ. Во-вторых, для подавляющей части рабочих и служащих резко сократилась реальная зарплата. Сейчас она (в среднем) составляет чуть больше половины от уровня конца 80-х. Такое сокращение произошло как «за счёт» общего спада производства, так и «благодаря» перераспределению фонда зарплаты в пользу прибыли. В-третьих, на предприятии рабочие и служащие попали под полнейший контроль хозяев, их администрации. Без какой-либо зашиты со стороны хозяйских же профсоюзов или местных органов капиталистического госаппарата. Предельным проявлением этого стала проблема безработицы, или «неполной занятости» как это у нас обычно именуется. Особенно остро проявившаяся в небольших городах, посёлках, и даже в крупных центрах с (прежде) наиболее сложными отраслями производства (машиностроение, ВПК) абсолютно не нужных «нашему» капитализму. Наконец изменился сам характер, сам смысл труда, который теперь и по своей сути стал трудом «на дядю», стал только средством набивания карманов для всего верхнего полюса.  И оправдывается такой труд только необходимостью борьбы за выживание.
Специфика положения рабочего класса в структуре российского капитализма в том, что нас как класс надо ещё и как-то свести на нет. У нас капитализм – продукт холодной войны, бешеной борьбы двух систем. Если советский социализм «превращается» в капитализм – это не конец холодной войны, а перенос её внутрь страны. До тех пор, пока постсоветский рабочий класс не будет физически более-менее уничтожен всегда будет сохраняться ничтожная, но очень опасная вероятность реставрации социализма на постсоветском пространстве. Ведь социализм – не что иное, как государственно организованный рабочий класс. Только с исчезновением этой потенциальной материальной основы социализма западный капитализм может успокоиться. Отсюда вытекает вся политика нашего капитализма (филиала западного) направленная на тотальную деградацию рабочего класса. Включая ярковыраженный рабовладельческий характер отношений на предприятиях, снижение квалификации, расщепление и подавление сознания, уничтожение молодёжи и детей как будущего. Накладываясь на обычное противоречие «труда и капитала» необходимость ликвидации рабочего класса делает его глубинное противостояние с капиталом самым потенциально напряжённым в мировой истории.
Особый слой нижнего полюса представляет собой массовая интеллигенция. По своему экономическому положению, по «доходам», она практически не отличается от рабочего класса. Так же как и рабочий класс, массовая интеллигенция подчинена капиталу или его государству. («Элитарная» часть интеллигенции в этот слой не входит – она часть средних слоёв, верхнего полюса). Отличается интеллигенция  рядом особых свойств, делающих интеллигенцию одной из важнейших опор капитализма, независимо от её  экономически подавленного положения. Особенно выделяется здесь «гуманитарная» интеллигенция. Первое свойство -- ориентация интеллигенции на западный капитализм и его интересы как «передовой цивилизации». Второе – «элитаризм», убеждённость в необходимости расщепления общества на «элиту и быдло», предопределяющая поддержку наших  «новых русских» шимпанзе как «элиты».  Третье свойство – анархизм, направленный, однако против не столько современного, сколько против социалистического «тоталитарного» государства.  Базой «свойств» остаётся традиция холуйства перед имущими классами, Западом;  противопоставление «себя» «народу»; просто безграмотность в критически важных вопросах экономики, истории ХХ века.
 
                       6.Политческая «надстройка» – капиталистическое государство
Второй пласт пирамиды нашего капитализма -- политический и её главнейший компонент капиталистическое государство – система органов власти и управления обществом.. На первый взгляд тот простой факт, что государство при капитализме всегда орган власти капитала как класса, а вовсе не «народа» должен осознаваться сам собой. Просто из того банального факта, что именно государство является гарантом собственности, экономической власти капитала над рабочим классом. Но такое верное понимание природы капиталистического государства уже наполовину его гибель. Значит масса рабочего класса в этом вопросе всегда должна подвергается особенно сильному прессингу и в конце концов вбивается нужное капиталу представление о «демократическом», «общем» государстве. Так было  и сто лет назад и сейчас на Западе; и в России с февраля по октябрь 1917 и с начала 1990-х. У нас даже ещё смешнее – «наше» капиталистическое государство не только гарант власти капитала, но и его создатель. Не только аппарат власти нашего капитала, но и западного тоже. И если такое государство осознаётся в массе как «своё», значит сильно-сильно, как нигде, продавили наши мозги в этом вопросе.
Вспомним как закладывалось российское капиталистическое государство в 1990-1991. В июне 1990 был создан политический зародыш в виде «демократических» российских республиканских властей. Уже тогда российские власти провозглашали быстрое создание капитала как класса своей главной целью (программа 500 дней). И одновременно открыто позиционировали себя как филиал западного капитала («цивилизованного мира») на территории России. В августе 1991 (21-го) этот зародыш убрал «надстройку» союзного государства, аппарат КПСС, переподчинил себе госведомства и стал «властью». Таким образом, российское капиталистическое государство изначально возникло (в лице высших органов власти, а не как аппарат в целом) как администрация западного капитализма с задачей внедрения капиталистических отношений в базис. Его природа как продукта холодной войны, как вещи выражающей интересы западного капитала не изменится никогда – это врождённая данность.
Спецификой постсоциалистического капиталистического государства является его роль создателя частного капитала как класса. Методом наделения выделенной узкой группы собственностью на госпредприятия, на основную массу производственной базы страны. Ещё раз надо отметить, что никакого «разворовывания собственности не было», была именно целенаправленная раздача – политика государства. Такой способ возникновения частного капитала предопределил его теснейшую связь с «создателем», с госаппаратом. В результате, у нас непонятно «где кончается государство и начинается бизнес». Если брать верхи аппарата государства, то туда либо приходят из «большого бизнеса», либо уходят в него после должности. Тем самым идёт полнейшее «личностное» сращивание частного капитала и чиновничества.
После раздачи государство начинает выполнять функцию гаранта «по-честному розданной» собственности, а значит и гаранта всеобъемлющей власти капитала над страной над рабочим классом в целом. Частный капитал владеет «своими» предприятиями вовсе не на основе экономических, юридических, «прав» -- это оболочка. Они владеют всем только потому, что за ними стоит силовой гарант в виде капиталистического государства. Которое может устроить небольшой передел собственности внутри класса капиталистов, но всегда защищает собственность класса в целом. Причём крупных переделов, как на Украине например, Запад у нас никогда не допустит. Здесь в главном куске бывшего Союза нужна стабильность, вечный покой.
 Капиталистическая природа государства проявляется во всех его звеньях. Центральный аппарат, во главе с «портретом» (на жаргоне новых русских) выполняет функцию верховного гаранта российского капитализма в целом. Его задача декларировать сохранность принципов капитализма («частная собственность, рынок, демократия») в т.ч. перед Западом. Через  «портреты» (механизм преемников) технически обеспечивается и воспроизводство «правильной» прокапиталистической верхушки, всего аппарата в целом. Практически слившийся с аппаратом Газпрома, связанный со всеми олигархическими группами этот «ЦУП» представляет собой единый государственно-олигархический комплекс. Второе звено –  федеральные ведомства, с решающей ролью силовых, особенно минобороны, ФСБ. Их задача – полное подчинение «ЦУПу», и функция силового обеспечения всей системы капитализма, т.к. государство в своей основе военно-политическая организация. Кстати сама форма ключевых ведомств не отличается  от таких же социалистического государства, только задача не «служить народу», а давить его для спокойствия новых русских и западного капитализма. Не зависимо ни от каких субъективных убеждений людей входящих в аппарат. Третье, местное, звено органы управления на местах: областные администрации во главе с губернаторами, муниципальные органы и т.д. Это звено разрывается между задачами обслуживания интересов «ЦУПа» и обслуживанием потребностей местного «регионального» капитала. С введением практики назначения губернаторов Москвой первая задача стала явно преобладать.  В общем, природа государства как диктатуры капитала выпирает по всей «вертикали власти». Особенно она проявится в случае хоть какой-нибудь серьёзной угрозы капитализму в стране. Такой момент истины прочистит мозги всем.
Какой же глупостью при такой природе государства  «пожелания» многих об «укреплении государства». Какого государства – диктатуры новых русских? администрации западного капитализма? получателей «статусной ренты»? Именно непонимание сути капиталистического  государства в России, восприятие его как «своего»   было и остаётся подлинной основой его власти, а вовсе не масштаб «аппарата».
 
             7.Капиталистическая идеология – вершина пирамиды
Вершина всей пирамиды нашего капитализма – идеология, комплекс взаимосвязанных идей обосновывающих существование данного строя. Поэтому независимо от специфики содержания такая идеология является капиталистической. Вопреки расхожему мнению будто «у нас нет идеологии», капиталистическая идеология в нашей стране представляет собой огромный, великолепно разработанный комплекс «нужных» идей. А по силе и настойчивости вбивания этой идеологии, по степени её проникновению во все близкие сферы -- образование, искусство, наука – нашему капитализму нет равных.
Капиталистическая идеология вещь универсальная, существовала задолго до нашего капитализма. Её содержание всегда сводилось к критике социализма (как теории, затем как практики) и позитивному описанию капитализма. Причём почти всегда без употребления такой терминологии. К 1980-м годам критика социализма и обоснование капитализма настолько были разработаны в западной «антисоветской пропаганде», что оставалось просто по частям перенести её внутрь «цитадели социализма». В ходе создания российского капитализма навязывание капиталистической идеологии было и началом процесса и его основой, к 1990 массовое сознание было в целом капитализировано. Дальше шло только воспроизводство заложенных главных установок с подправкой второстепенных. Ключевая роль идеологической обработки в навязывании капитализма и в его воспроизводстве и превратила российский капитализм в самое заидеологизированное общество в мире. Идеологическое рабство – предшествует и обеспечивает экономическое.
Основой капиталистической идеологии в России была и остаётся критика советского социализма. Т.е. идеология негативна в своей основе. И потому, что сам капитализм был создан «из» социализма и потому, что задачи его «негативны» -- раздолбать всё, что успеет. Главная конкретная задача здесь -- полнейшее извращение сути социализма не как диктатуры рабочего класса, а как некой преступной и «неэффективной» тоталитарной системы существовавшей ради самой себя. В основе такой критики  лежит не столько прямая критика структуры социализма, сколько  очернение ключевых этапов его становления и развития. С последующим переносом негатива на  структуру, в свою очередь описываемую с точностью до наоборот. Конкретно внимание фокусируется на «эпохе застоя», «преступном сталинизме», «рождении большевизма». Технически используется стандартные приёмы: прямая ложь, вырывание фактов из контекста, приклеивание маразма и его победоносное опровержение; приписывание социализму того, что связано с национальными особенностями страны, конкретной исторической обстановкой и т.д. (Подробнее см. №4-6 http: //zveno.ru.gg/)
Извращение самой структуры социализма должно создать образ самого чудовищного строя и, одновременно, скрыть его суть как диктатуры (в широком смысле) рабочего класса. В экономике не общественная собственность, а некая «отчуждённая от народа собственность принадлежащая «номенклатуре». Социалистическое государство, политическая диктатура рабочего класса обозначается как «тоталитарное» чуть ли не ради самого себя существующее, давящее всё и вся по причине своей природной злобности. Марксизм как социалистическая идеология, как метод – «устаревший бред, преступное учение» либо вообще не имеющее отношения к «советскому тоталитаризму» и т.д.
Собственно позитив по отношению к капитализму занимает в такой идеологии вспомогательное место. Он особо и не нужен: если на уровне личности или класса в целом заложено отрицание социализма, то «принятие» капитализма уже гарантировано – отрицаешь один «-изм» автоматически принимаешь другой. Для принятия капитализма при капитализме вообще не нужно знать его «идеологии», как животное – принимаешь как данность и точка. Тем не менее, формально какая-то позитивная идеология всё-таки нужна, «для порядка». Но и здесь у нас своя специфика: «позитивная» часть идеологии нашего капитализма построена на позитивном описании не нашего, а западного капитализма. Т.е. западный капитализм, его «позитивная» структура, история служит эталоном, а наш оправдывается через ссылку на западный. Мол, вот мы теперь «почти как на Западе», у нас «рынок и демократия» и т.д. Даже когда пошла мода на официальное «противостояние Западу» – ссылка на «передовой Запад» остаётся базой. Здесь с особой силой проявляется природа постсоветского капитализма как строя созданного и существующего ради конкретных интересов западного капитализма.
Особая часть капиталистической идеологии, задействованная с начала 2000-х т.н. «патриотизм». Т.е. единение рабов с хозяевами, бедных с богатыми в священном порыве любви к капитализму и его государству. Самое смешное в этой схеме – направленность «патриотизма» против злобного Запада, для которого и был создан, для которого и существует постсоветский капитализм. Переход к такому «патриотизму» от чистого либерализма 90-х был вынужденным. Прямая и беззаветная любовь наёмных рабов к «бизнесу» выработанная чисто идеологическими методами в начале 90-х к концу 90-х всё-таки сошла на нет. Слишком откровенно, ла сам скотский характер «отечественного капитала» не позволял  слишком долго его «любить». Пришлось прибегнуть к опосредованному идеологическому рабству – через «любовь» к капиталистическому государству, через идентификацию себя с хозяевами как с «тоже россиянами». Интересно – насколько хватит?
В конечном счёте весь смысл  идеологии сводится к конкретному оправданию текущей политической и экономической системы капитализма. Такое идеологическое оправдание капитализма как мощный пласт лежит в сознании отдельной личности, подавляющего большинства рабочего класса. И пока такой пласт лежит, он предопределяет либо полнейшее бездействие либо поддержку «справедливого» строя, что и требовалось. Именно поэтому с такой силой вбивается капиталистическая идеология, которой у нас якобы «нет».
 
                      8.Опоры российского капитализма и с чего начать
Итак, пирамида российского капитализма,  на уровне всех пластов представляет собой систему господства капитала над рабочим классом. Второй сущностью нашего капитализма является его «искусственное» происхождение как продукта холодной войны, служащего интересам западного капитализма. Его конкретной целью даже до создания могло быть только уничтожение – экономическое, физическое, моральное общества под него попавшее. Методом поэтапной деградации «всего». Создание капитализма «из» социализма предопределило и специфику конкретных пластов его структуры. Так экономические отношения господства капитала над рабочим классом накладываются сверху на остатки производственной базы социализма, а не на «базу» созданную самим капитализмом. Капиталистическое государство служит не только гарантом власти частного капитала, но и его создателем. А капиталистическая идеология построена не столько на утверждении «позитивных» ценностей самого капитализма, сколько на тотальной критике советского социализма и ссылке на «Запад». «Вот такой вот хреновый капитализм» -- и другой у нас невозможен в принципе.
Что же является опорами такого  строя? Главная «опора» российского капитализма остаётся его заказчик -- западный капитализм. Каким бы отрицательным не стал его образ с конца 90-х – западный капитализм остаётся главным «оправданием» нашего – ведь мы идём якобы путём «всего цивилизованного мира». Вся идеология все принципы политической, экономической организации нашего капитализма «оттуда», какой бы уродливый вид не принимали эти «принципы» у нас. Внутренние  опоры чётко расщепляются по пластам. Первая опора – сам капитал как класс и его подголоски в виде богатеньких средних слоёв. Это их строй, он даёт им собственность, деньги, превращающие остальных в дешёвое быдло. Но держится эта их экономическая власть только на гаранте – капиталистическом государстве – второй и мощнейшей опорой из всех. Но само капиталистическое государство базируется на идеологическом подавлении рабочего класса. На тотальном навязывании капиталистической идеологии, на критике социализма, на неспособности разобраться в сути нашего капитализма, в т.ч. и в классовой природе самого государства. Капиталистическая идеология – третья и самая глубинная опора нашего капитализма.
Капиталистическая идеология не в воздухе висит – она сидит в наших головах, массы рабочего класса. Её поддерживает и помогает морочить голову и подавляющая часть нашей интеллигенции, для которой западный капитализм и сейчас «наше всё». В тоже время российский и вообще постсоветский рабочий класс самой природой «нашего» капитализма поставлен в условия, когда мы либо начнём соображать, либо через пару поколений превратимся в безмозглое стадо а потом передохнем. Логика создания и капитализма в конце ХХ века, и социализма в начале ХХ века железная – подготовка смен «измов» начинается с вершины пирамиды – с идеологии. Но, когда шёл переход к капитализму, навязывание его идеологии шло «сверху», с помощью всей мощи государственных СМИ. Причём само такое навязывание требует примитивизации, отупления сознания. А значит всё идёт быстро: несколько лет и мы готовы к «демократии и рынку». Ломать– не строить.
 Совсем другое дело выработка правильной социалистической идеологии применительно к нашему капитализму и её постепенное, целенаправленное распространение «снизу». Здесь всё медленно и трудно. Три главных, предельно общих блока такой идеологии: 1) капитализм; 2)  социализма; 3) организация рабочего класса.  Выработка чёткого, научного, по сути, мировоззрения требует  определённого уровня абстрактного мышления, умения видеть за абстрактными отношениями конкретную жизнь и наоборот. Это непростая работа. Первый блок, оценка капитализма  вообще и нашего в частности, западного капитализма. Хотя бы на уровне материала данного номера. Здесь мы отталкиваемся от реальности, от опыта на собственной шкуре. Второй блок – суть социализма как  диктатуры рабочего класса, не допускающего господ над собой. Либо капитализм либо социализм – третьего не дано. Конкретное воплощение социализма в экономике (общественная собственность на предприятия, государственное управление  экономикой, общественное присвоение прибавочной стоимости). Социалистическое государство – как политическая власть  рабочего класса, организованного в виде «партии», через аппарат такой партии. Плюс опровержение лживой критики советского социализма, его истории и структуры. В итоге мы должны получить конкретное представление о  социализме как цели. А не размытые абстракции об «обществе всеобщей справедливости».  
 Третий блок – вопрос о «средствах» – кто и что должен делать. И ответ на него вытекает из самой сути социализма как диктатуры рабочего класса. Социализм не вводится сверху, он не «возникает» с удачной сменой руководства капиталистического государства. Сверху социализм только «ломают». Социализм – дело рабочего класса, по сути – государственно организованный рабочий класс. Как и в создании капитализма  решающим моментом здесь является установление политической диктатуры организованного рабочего класса, изменение природы государства, превращение капиталистического государства в социалистическое. Всё остальное – дело техники. Переход к капитализму как бы снова проверяет нас – способны ли мы к осознанию своих классовых интересов и к самоорганизации «снизу» или нет. Обоснование необходимости такой самоорганизации, создания её основы – социалистической партии, объединения вокруг этой основы суть третьего, самого «практического» блока. Чёткое осознание, разъяснение, «пропаганда» сути этих трёх блоков главное сейчас.

Сегодня были здесь уже 3 посетителей
Этот сайт был создан бесплатно с помощью homepage-konstruktor.ru. Хотите тоже свой сайт?
Зарегистрироваться бесплатно