Гостевая книга
Контакты
Старт
=> 32 Идеология
=> 30 Главный вопрос - это причина возврата к капитализму
=> 29 Абсолютная недопустимость
=> 28 Не «борьба цивилизаций», а превентивная война против возможного социализма
=> 27 Перестройка сознания Горбачёва
=> 26 Три пласта любой идеологии
=> 25 «Патриотичный» капитализм
=> 24 "Наезд запада на Россию"
=> 23 Чума на оба дома
=> 22 «Командная система» социализма
=> 21 Наезд "Запада на Россию"
=> 20 Цель эпохи - от кап. гос-ва к соц-ческому
=> 19 Выбор из трёх зол
=> 18 Оценка современного этапа истории
=> 17 Современный американский капитализм
=> 16 Антизастой
=> 15 Значение Сталинской темы
=> 14 Задачи постсоветского капитализма
=> 13 Капитализм и социализм
=> 12 Рабочий класс и "новый" капитализм
=> 11 Структура российского капитализма
=> 10 Причины успеха капитализма
=> 9 Президентско-олигархич. комплекс (1995-1996)
=> 8 Государство создаёт частный капитал (1993-1994)
=> 7 Оформление рос. кап. государства (1991-1992)
=> 6 Третий этап перестройки
=> 5 Критика сталинизма
=> 4 Критика "Застоя"
=> 3 Пятая клонна западного капитализма
=> 2 Причины перехода к каптилизму
Заголовок новой страницы
31 Современный марксизм
развитие теории
 

26 Три пласта любой идеологии

      

ЗВЕНО  №26

только электронный вариант

Три   пласта любой идеологии

Общества без идеологии не бывает. Общество должно, хотя бы на каком-то, пусть мифологическом, религиозном или околонаучном уровне, осознавать себя, свои задачи в мире, которому тоже нужна хоть какая-то оценка. Идеология это самосознание общества на уровне человечества, на уровне нации, на уровне доминирующего социального класса. Поэтому идеология неизбежно распадается на три стандартных пласта:1) на осознание и оценку социального мира в целом, его истории,  текущего строя и его перспективных задач;  2) на второй пласт, определяющий социальную организацию и задачи нации (в современном мире) – данного конкретного общества; 3) на третий пласт, определяющий интересы и задачи доминирующих социальных групп – классов данного общества . Эти пласты не отделены один от другого, а наоборот, пронизаны единством  самой идеологии, пронизывающей все пласты единой идеей. Причём эта «идея», для настоящей идеологии,  пронизывая пласты, отталкивается от самого высшего «общемирового» уровня, рассматривая национальный уровень как частный случай,  после чего и можно переходить к конкретике задач доминирующего класса и дальше вплоть до профессиональных групп, коллективов и «отдельных личностей».

Первый высший пласт – оценка социального мира - является исходным пластом любой настоящей идеологии. Потому что именно  здесь вырабатывается метод, которым оценивается общество как система. На основе чего, первым делом, даётся  оценка современного социального мира, главным в которой всегда будет оценка доминирующего строя, строя "передовых" стран. А уже отсюда идёт расширение и представление о всём историческом процессе – о ходе мировой истории, главное в котором - оценка смены типов общества и законов этой смены, развития внутри типов. С таким базовым разработанным взглядом ни историю общества и его современный этап идеология формулирует «необходимость» и природу будущего типа общества даже если оно просто является экстраполяцией существующего, желательно без изменений. Учитывая, что строй современного мира это капитализм (как бы он себя ни называл) и его единственной альтернативой был социализм ХХ века (как бы его ни называли) вся оценка современного мира и его недавней истории сводится к оценке глобального капитализма и социализма как его возможной альтернативы в их борьбе.

Второй пласт, национальный, построен по такому же принципу, используя метод высшего  уровня с учётом национальной специфики. Опять-таки, даётся определения существующего в стране типа общества, его появление и развитие  в нашей стране и его задачи. Для второго пласта важно  оценить не только существующий строй, но и предыдущий, если речь не идёт об архаике. Так для России обязательна оценка не только постсоветского капитализма, но и советского социализма, как и досоветского тоже ведь капитализма. Должно быть объяснение почему происходила эта странная смена капитализма социализмом и снова капитализмом и какой в принципе строй «нам» нужен исходя из национальных, на этом уровне, интересов. Вся эта национальная оценка, ввиду огромной роли нашей страны в период борьбы измов, тесно переплетается с "общемировой", по крайней мере для ХХ века.

Общие идеологические представления двух высших пластов имеют ценность только в том случае, если они выражают интерес главных социальных групп данного общества, нации и современного мира в целом. На третьем уровне должны формулироваться интересы главных классов и (при капитализме,  например) навязываться как ложный классовый интерес подчинённому, обманутому классу. Это социальная идеология класса обосновывает его право на тот тип общества где он доминирует. Так для частного капитала его социальная идеология обосновывает право бизнеса на власть в обществе как некой избранной элиты, которая только и может организовать передовое общество. Для рабочих и служащих социальная идеология выражающая их интересы вообще отметает необходимость бизнеса и подчинения ему и говорит, что все материальные и духовные блага общества создаются только трудом рабочих и служащих как класса, что народ – «соль земли» а любой бизнес это просто паразитизм на теле страны.

В конечном счёте, идеология фиксируется на третьем пласте как конкретный интерес двух классов современного общества. Капиталистическая идеология выражает интересы бизнеса, требует сохранения капитализма в нашей стране в общей системе с мировым капитализмом. Социалистическая идеология выражает социальный интерес рабочих и служащих как класса, требует социализма в нашей стране и глобальной борьбы с западным капитализмом как системой на общемировом уровне. Проблема  в том, что реально у нас тотальное господство капиталистической идеологии и полное отсутствие социалистической, а вовсе не в том, что у нас «нет» идеологии.

«Гос-патриотизм», «русский мир», русский антизапад, «имперский проект» – не идеология, а оболочка для сохранения либерального капитализма в России

Есть мнение будто всё, что перечислено в названии статьи это и есть некая новая идеология, которой нам так не хватает. Здесь вроде преодолено либеральное холуйство перед Западом, есть защита «национальных интересов», некое, хоть какое-то, «патриотическое» мировоззрение. На деле вся эта патриотично-антизападная фразеология – никакая не идеология. Идеология должна давать  целостное представление о критически важных типах общества и на этой основе программировать и обосновывать необходимость нужного нам типа общества и его задачи. Конкретно она должна оценивать социальный строй современного Запада, а значит и современного мира в главном. Оценивать критически важный «советский этап» с точки зрения типа общества и его развития, места в развитии современного мира. Идеология должна оценивать именно  тип общества существующий в России и созданный в 90-е годы, а не политику властей. И как вывод она формулирует тот тип общества, принципы его организации и задачи, которые нам нужны.

«Патриотичная» идеология антизападного русского мира никакой сущностной оценки ни западного капитализма ни советского социализма ни самого российского капитализма не даёт в принципе. Даже не пытается. Потому что если она начнёт давать такие оценки сразу вскроется, что она такая же капиталистическая по сути «идеология» как и либерализм. И сами эти оценки будут в русле либерализма – собственно так и происходит как только что-нибудь проскакивает  на официальном уровне. А раз «патриотизм» своей оценки не даёт он автоматически оставляет стандартную либеральную оценку абсолютно доминирующую на сколько-нибудь серьёзном уровне вплоть до учебников истории, экономике и т.д.

Соответсвенно и вывод который даёт эта якобы патриотичная антизападная, якобы идеология сводится только к автономной, не открыто прозападной политике никак не касаясь смены типа общества, а принимая существующий как данность. А существующий – это полулиберальный колониальный капитализм созданный «злобным Западом» в 90-е. В итоге весь антизападный патриотизм русского мира сводится к обоснованию нужного Западу колониального капитализма в России.

Хуже того весь этот «русский мир», патриотизм и антизапад ещё и требует покорности своему «отечественному капиталу», «национально ориентированному бизнесу». Т.е. тому классу, который был создан Западом как «воплощение» и гарант капитализма в России. Требует  «не замечать» весь это класс новых русских, который спит и видит себя пусть и колониальной, но частью «западного истэблишмента». Требует делать вид, что и при сохранении и господстве «бизнеса» можно «бороться с Западом», хотя даже идиот в нашей стране должен понимать, что если что-то работает в экономике и ВПК то это только благодаря исключительной живучести материальных остатков социализма вопреки всем усилиям «бизнеса» по разграблению и уничтожению индустриального, военного и научного потенциала.

Ещё хуже, что такой «гос-патриотизм» требует «не понимать», что государство в России это именно диктатура бизнеса, власть богатых, главный гарант их собственности, пытаясь представить государство как «общенациональное». Что сам бизнес был искусственным путём создан «демократическим» государством путём наделения госсобственностью «узкой группы лиц» и полного социально-экономического подчинения этим отборным ублюдкам остального народа.

Вот таким нехитрым путём неидеология антизападного патриотичного русского мира обосновывает колониальный капитализм в России прямо не касаясь даже характеристики существующего в стране строя. Не давая никакого сущностного мировоззрения в плане оценки западного капитализма и советского социализма, прикрывая на деле либеральную оценку этих важнейших для идеологии систем. Зато взамен даётся  возможность безнаказанно критиковать откровенно «предательский» либерализм и строить глобальные геополитические планы борьбы с Западом. Главное ничего не менять в сути российского капитализма, который давно пора уничтожить вместе с «героическим» отечественным капиталом, предварительно вырвав у него политическую власть. Как раз чтобы такой вывод из настоящей идеологии не был сделан, наш «патриотичный» бизнес и будет пудрить мозги якобы антизападным русским миром. Да, настоящий патриотизм и антизапад нужны, но это только форма от которой надо идти к содержанию, к настоящей идеологии, к типу общества который нам нужен и который может быть или капитализмом или социализмом в современном мире.

    Социалистическая идеология (высший уровень)

Социалистическая идеология это система идей определяющих и обосновывающих социализм как тип общества. Определение и обоснование социализма в СИ идёт на трёх уровнях объёдинённых общей идеей. Первый, высший уровень это общее представление о принципах организации общества и картина всемирно-исторического развития общества как смены его типов последними из которых являются капитализм и социализм. Второй, национальный уровень обосновывает возможность и необходимость социализма в данной стране.  На третьем уровне социализм обосновывается как конкретный социальный интерес  рабочих и служащих как класса в данной стране. В результате СИ становиться программой действий продвинутой и организованной части народа выражая подлинно национальные интересы и требования самой истории.

На высшем уровне ключевыми являются принципы организации общества как материальной среды и оценка современных типов общества. Базисом любого общества являются социально-экономические отношения которые гарантируются политической и идеологической надстройкой. Развитие общества определяется развитием социально-экономических отношений с огромным обратным влиянием надстройки на базис. На современном, индустриальном уровне возможны только два типа общества – капитализм и социализм. Капитализм  представляет собой двух полюсную организацию общества где его материальная база принадлежит капиталу, а рабочие и служащие отчуждены от собственности и представляют собой подчинённый капиталу класс живущий продажей своей рабочей силы.

Социализм  определяется как альтернативный капитализму строй, поэтому определение социализма невозможно без определения капитализма. Социализм это тип общества на индустриальном уровне где материальная база принадлежит всему обществу, представляющему собой государственно-организованный единый класс рабочих и служащих. Возможность социализма задана общей с капитализмом индустриальной основой и рабоче-служебным классом как социальной силой. Задана возможностью уничтожения частной собственности на материальную базу и  частного капитала как класса означающих переход от двухполюсного общества к единому, социально однородному.

 Историческая необходимость смены капитализма социализмом в глобальном масштабе определяется главным противоречием капитализма. Когда капитализм с одной стороны открывает возможности колоссального роста индустриального производства на машинной базе на базе научно-технического прогресса и всеобщей кооперации труда. С другой стороны, на любом уровне капитализм воспроизводит двухполюсную систему власти капитала вынужденного экономически, политически идеологически подавлять основную массу народа. Тем самым никакой уровень производства при капитализме не избавляет основную массу народа от тотального подчинения богатому меньшинству. Единственным решением становится уничтожение всего капитализма как строя вместе с частным капиталом как классом – переход  от капитализма к социализму решающему основное противоречие капитализма. Социализм убирает двух полюсную структуру общества, но сохраняет и усиливает возможности его безграничного материального и особенно духовного развития. Тем самым социализм победивший в глобальном масштабе является конечной целью истории на данном этапе.

Капитализм и социализм являются тем самым двумя социально противоположными типами общества на общей индустриальной базе. Но капитализм вырастает естественным путём из социально близкого ему, тоже двух полюсного частнособственнического типа общества (феодализма, буржуазного доиндустриального). Социализм получает только  материальные (индустриальная база) и социальные (рабоче-служебный класс) предпосылки в базисе. Но реализация социализма в реальный тип общества возможна только через  социалистической надстройку – появление и доминирование социалистической идеологии и установление политической власти социалистической части общества. Потому, что изменение характера собственности, замена частной на общественную возможно только политическим путём.

В результате вся современная история представляет собой с одной стороны процесс развития капитализма как доминирующего пока типа общества. С другой – противостояние капитализма и социализма где социализм выступает как теория, как политическое движение, как реальный социализм. Под прессингом доминирующей  идеологии капитализма социализм может исчезать даже с уровня социалистической супердержавы. Но это не отменяет общеисторической необходимости смены капитализма социализмом, а только ещё сильнее доказывает необходимость уничтожения капитализма главное противоречие которого только нарастает.

Социалистическая идеология – национальная «идея»

Социализм как и капитализм это универсальный тип общества, но его воплощение в реальность идёт через социализацию  конкретных стран, конкретных наций. Поэтому обоснование социализма в конкретной, нашей стране идёт через «национальную» необходимость социализма через ту особую роль, которая наша страна играет в деле борьбы капитализма и социализма (реального или потенциального) как смысла новой истории. В этом плане наш «национальный» уровень обоснования социализма особенно близок к мировому ввиду ключевой роли нашей страны давший главный опыт почти мирового социализма ХХ века. Тем не менее важно оценить что даёт социализм именно с точки зрения интересов нашей стран, почему он абсолютно необходим с точки зрения правильно понятого национального интереса и роли страны в мировой истории, на её современном этапе.

Обоснование социализма на национальном уровне не сводится к текущему этапу, к отрицанию  текущего постсоветского капитализма. Хотя конечно именно определение существующего в России строя как капитализма со всеми его принципами это отправной пункт СИ на национальном уровне. Понимание российского общества как тотальной диктатуры капитала над отчуждённым от собственности на экономический потенциал рабоче-служебным классом. Государство как капиталистическое государство, политическая власть капитала, гарант его собственности –и всего российского капитализма. Идеология как капиталистическая идеология с либерализмом в основе какими бы «патриотическими» и даже псевдосоциалистическими оболочками он ни прикрывалась. Колониальный характер российского капитализма как периферии западного. Сама природа российского капитализма  созданного Западом как способ уничтожения потенциала страны на случай возврата к социализму. Если СИ не даёт такой оценки значит это вообще не социалистическая идеология.

Не менее важно  понимать весь опыт нашего социализма ХХ века и уметь опровергать всю его «критику». Для «национального» социализма нет прошлого – здесь любой его исторический опыт есть часть настоящего и способ обоснования будущего социализма в нашей стране. Даже постсоветский капитализм в его идеологии которой «нет» обосновывается в первую очередь критикой советского русского социализма которого тоже давно «нет».

Именно Россия стала первой реализацией социализма как типа общества на национальном уровне. И не только в силу центра противоречий тогдашнего капитализма, но и как единственная страна, где СИ не была деформирована и отброшена как это произошло в остальной Европе. Именно наш социализм дошёл в результате победы во Второй мировой до уровня когда противоречие социализма и капитализма стало определяющей осью всего мирового развития приняв форму холодной войны двух сверхдержав. Социализм превратил нашу страну в сверхдержаву и отказ от него означал превращение в страну третьего мира. Социализм позволил к 80-м создать промышленный потенциал уровня США и добиться военного преобладания над сверхдержавой капитализма. Сам слом советского социализма, «перестройка», был вызван переходом части советского политического руководства на точку зрения западного капитализма и попыткой капитализировать социализм приблизив его к «цивилизованному миру», а не «кризисом социализма», его экономическим или военным «поражением» в Холодной войне.

Только если опровергнута вся критика советского социализма, только если дана тотальная критика нового российского капитализма можно обосновать абсолютную необходимость создания нового социализма в нашей стране. Социализма, который обеспечит выживание самой нации под тотальным прессингом западного капитализма который будет бесконечно «наезжать» на любой из двух возможных у нас измов – наезжать на социализм, чтобы превратить его в капитализм, наезжать на капитализм, чтобы он был как можно хреновее и быстрее сжимал потенциал страны на случай опять-таки возврата к социализму. Необходимость социализма, который сможет пусть и не сразу превратить страну в сверхдержаву, создать необходимый индустриальный и военный потенциал. Социализма который станет концентратом всего социалистического антикапиталистического движения в мире и получит огромную поддержку как в третьем мире так и внутри самого Запада. Социализма который в перспективе сможет уничтожить западный капитализм как доминирующий строй и решить главную задачу истории. Здесь национальная задача нашего капитализма перерастает в мировую, во «всемирно-историческую». Если социалистическая идеология в нашей стране не даёт всей этой общей схемы отрицания российского капитализма «оправдания» советского социализма и «пользы» от нового социализма это не социалистическая идеология нашего русского, «постсоветского» национального уровня.

Социалистическая идеология – классовый, социальный уровень

Никакая идеология не может быть реализована если она не выражает конкретный социальный интерес главных социальных групп, классов и слоёв данного общества. Капиталистическая идеология в России выражает конкретные интересы новых русских, «отечественного капитала» как класса и всегда сводится к обоснованию его экономической власти. СИ принципиально отрицает само право на существование частного капитала, «бизнеса» в нашей стране и конечно не может быть общенациональной идеологией для всех.

СИ обосновывает общество, которое является государственно организованным классом рабочих и служащих. Тем самым она выражает их конкретный социальный интерес убирая господ над рабоче-служебным классом, убирая отношения подчинения «богатым» вместе с властью денежных отношений. Социализм гарантирует базовые социальные блага – всеобщий доступ к качественному образованию, медицине, жилью и т.д. Но не всё так просто.

Во-первых и в нашем капитализме существует прослойка относительно хорошо оплачиваемых «лиц наёмного труда». Это тоже подчинённая бизнесу часть рабочих и служащих, но она может чисто экономически считать капитализм приемлимым для себя лично. Хотя при переходе к социализму и эта часть наёмного труда ничего н потеряет, а только приобретёт она может считать, что она что-то «потеряет». Это тот самый «средний класс» который капитал выращивает как сою холуйскую социальную опору и концентрирует в критически важных центрах, крупных городах и конечно в Москве. Поэтому «обеспеченная» как ей кажется часть наёмного труда вполне может быть антисоциалистична просто по своему экономическому положению, по шкурному интересу. Только основная часть рабочих и служащих, которой капитализм заведомо ничего не даёт, которая точно не присваивает продукт чужого труда, которую данная им жизнь  при капитализме заведомо не устраивает, может считаться социальной основой СИ. Во истину как говорил Христос проще верблюду через игольное ушко чем богатому в рай.

Во-вторых, даже если СИ объективно выражает интересы основной части рабоче-служебного класса она не может быть им принята целиком. Потому, что СИ требует от человека ширококо  кругозора, развитого  инстинкта против социальной несправедливости, требует абсолютного преодоления какого-либо холуйства перед богатыми, требует преодоления прессинга капиталистической идеологии. Только продвинутая можно сказать потенциально социалистичная часть класса может преодолеть внутри капитализма влияние капиталистической идеологии и принять социалистическую как свою. Это уже не экономический, а психологический момент.

В результате СИ выражая интересы всего РС класса потенциально может стать социальной программой только для его продвинутой основной части. Но именно эта часть выражает и социальный интерес всего РС класса, выражает социализм как национальную идею страны, выражает всемирную задачу борьбы с капитализмом как системой.

Если на национальном уровне СИ отрицает наш капитализм в общем, как строй, то здесь «враг» конкретизируется и СИ направлено конкретно против «отечественного капитала» как воплощения и гаранта капитализма, против его капиталистического государства как гаранта экономической власти самого капитала, против их идеологии какими бы хитрыми «патриотическими» оболочками она ни прикрывалась. Переход к социализму – это именно уничтожения нашего частного капитала, бизнеса, новых русских как класса. Любое обоснование «необходимости» частного капитала означающей его тотальную власть – это уже не СИ. Это не значит, что наш ублюдочный капитал должен быть физически уничтожен. Уничтожение класса здесь  уничтожение принципа частной собственности на предприятия и их национализация в масштабе страны после чего частный капитал как класс исчезает – так же как приватизация его создаёт.

Взятие политической власти социалистической частью РС класса, превращение капиталистического государства в социалистическое предопределяет уничтожение капитала как класса – вся собственность которого держится на его политической власти на капиталистической природе государства. Общие принципы борьбы за социализм превращаются здесь в конкретную политическую борьбу социалистической части РС класса против капитала и его государства. Идеология перерастает в конкретную политическую программу. Причём без всей правильной схемы СИ политическая борьба бессмысленна – можно даже бороться на словах за социализм и «победить», а получить в итоге всё равно капитализм под левым прикрытием. Отсюда мораль – правильная социалистическая идеология – это всё, без неё социализм даже потенциально невозможен.


Сегодня были здесь уже 9 посетителей
Этот сайт был создан бесплатно с помощью homepage-konstruktor.ru. Хотите тоже свой сайт?
Зарегистрироваться бесплатно